Федерация танцевального спорта России 

Федерация танцевального спорта Омской области.

 

 Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

История возникновения спортивных бальных танцев
Слово "бал" пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает "танцевать".

Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Бальные танцы, в том виде, как мы знаем их сегодня, зародились в Англии в конце XVIII - начале XIX столетия.

В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой великосветских балов. В конце XIX - начале XX века они стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или "общественные ассамблеи".

В начале 20-х годов нынешнего столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев, а термин «бальные танцы» стал применятся по отношению только к пяти европейским танцам (вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп и венский вальс).

Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки.
 

В течение нескольких десятилетий на культуру Европы огромное влияние стала оказывать латиноамериканская и африканская музыка.

Примерно в 40-е годы XX века в программу бальных танцев вливаются также пять латиноамериканских танцев (румба, самба, джайв, ча-ча-ча и пасодобль).

Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.

Учитывая спортивную составляющую бальных танцев, Международный Олимпийский Комитет официально признал одну из ведущих организаций в мире бальных танцев – IDSF (International Dance Sport Federation).

Возможно, в скором будущем мы сможем увидеть бальные танцы в составе Олимпийских видов спорта.

Одним из самых престижных танцевальных турниров является Блэкпул - танцевальный фестиваль, проходящий в Англии. На турнире выступают лучшие из лучших.

Первый Блэкпульский танцевальный фестиваль стартовал в 1920 году в Winter Gardens в г.Блэкпул. На фестивале танцевали бальные танцы (существовавший тогда вариант). И по сей день каждый фестиваль является большим событием в мировой танцевальной жизни. Сложно найти турнир в мире бальных танцев подобного масштаба, уровня и значения.

Танцоры всегда отмечают особенную атмосферу данного турнира. Бальные танцы здесь танцуют под «живую музыку». Живое инструментальное сопровождение танца, потрясающее освещение холла, теплый прием публики и всегда высочайший уровень судейской бригады, всё это делает незабываемым Блэкпульский танцевальный турнир.
Каждый танцор бальных танцев мечтает принять участие в этом соревновании.

Сейчас по спортивным танцам часто проводятся соревнования. Сформировалось несколько программ: европейская, латиноамериканская, двоеборье (десять танцев), европейский и латиноамериканский секвей (трехминутное шоу под оригинальную музыку), европейский и латиноамериканский формейшн (соревнования ансамблей из восьми пар). Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой WDSF (ранее IDSF), а профессиональные — под покровительством Всемирного танцевального совета. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности UK Open. Еще одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде.


В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним – «American Smooth», «American Rhythm».

Классификация танцоров
Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в танцевальном спорте введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

По уровню подготовки танцоры распределяются по классам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (H [Hobby], Е или D), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей - М класс.

H класс (Hobby - Начинающие)
Стартовый класс в котором исполняются только четыре танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.

Е класс
Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе, ча-ча-ча, самба и джайв - в Латиноамериканской.

D класс
Включает в себя восемь танцев: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп - Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв - Латиноамериканская.

С класс
Включает в себя все десять танцев: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп - Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв - Латиноамериканская.

Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса B они могут выступать в разных видах: европейской программе, латиноамериканской программе или двоеборье (десяти танцах).

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

Европейская программа
В Европейскую программу входят 5 танцев:
Медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту);
Танго (темп — 31-33 тактов в минуту);
Венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту);
Медленный фокстрот, (темп — 28-30 тактов в минуту);
Квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту).

Все танцы Европейской программы исполняются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевать в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

Латиноамериканская программа
В Латиноамериканскую программу входят танцы:
Самба (темп — 50-52 тактов в минуту);
Ча-ча-ча (темп — 30-32 тактов в минуту);
Румба (темп — 25-27 тактов в минуту);
Пасодобль (темп — 60-62 тактов в минуту);
Джайф (темп — 42-44 тактов в минуту).

Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуют с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.

О пользе спортивных танцев для здоровья и возможных травмах нам рассказывает главный врач врачебно-физкультурного диспансера Елена Борисовна Люева:

Во время занятий спортивными бальными танцами основной упор идет на мышцы ягодиц, бедер, пресса, большое внимание уделяется проработке рук и мышц груди. Регулярные занятия танцами подтягивают все тело, а также помогают избавиться от лишнего веса. Во время тренировки танцор испытывает колоссальную нагрузку. Вероятность получить травмы ног очень велика, зачастую танцоры подворачивают себе щиколотки, так как во время выступления девочки танцуют на каблуках.